Мифы hi-end

автор
pavel
Опубликовано: 2014-07-11
Блог: Разговоры по интересам
0
Ещё давным-давно был принят немецкий стандарт DIN4550, который устанавливал параметры Hi-Fi аппаратуры. Они были довольно щадящими и легко превосходились. В результате "гонки параметров" были достигнуты такие параметры, дальнейшее "улучшение" которых практически уже не влияло на качество звучания. Действительно, трудно установить разницу в звучании усилителей с коэффициентами нелинейных искажений лишь 0.003 и 0.008%! В восьмидесятых вся отрасль аудио аппаратуры переживала кризис. Были годы, когда ни одна немецкая фирма - производитель аудио электроники не показывали прибыли. С появлением CD многие "аналоговые" фирмы вообще разорились. Однако всегда существуют несколько категорий людей - относительно малочисленных, которые склонны приобретать очень дорогие вещи. По далеко не полной классификации эти группы таковы:
1) покупатель "самого лучшего". Самое лучшее, естественно - самое дорогое. Дешевые вещи он в принципе покупать не будет.
2) "перфекционист". Слегка больной или просто внушаемый человек. Он все время улучшает свою аппаратуру, стремясь к совершенству. А если "абсолютные параметры" (как в случае с CD, который сам по себе не поддается "улучшению", или в случае УМЗЧ, где формальные параметры достигли неимоверных высот), то как же дальше совершенствоваться?
3) ценитель индивидуального и "ручной работы" - родственный вид первой категории. А как среди массовой продукции выбрать что-то неповторимое?
Тут-то и был найден выход: High End. Собственно особо дорогие изделия существовали всегда. Просто они получили своё идеологическое обоснование. Эта идеология была призвана удовлетворить вкусы всех трёх вышеперечисленных групп покупателей: для первой - появлись усилители мощностью пару десятков ватт и ценой $120 000, для второй - возможность апгрейда: замены обычных разъемов на золотые, медных проводов на серебряные и так далее до бесконечности. Для третьей категории появились сотни мелких фирм, которые "на коленке" клепают монстров с толстенными передними панелями из дюраля, а лучше из мрамора и гранита. В категорию high end, т.е. очень дорогую, были переведены виниловые вертушки, отмиравшие в то время и давно умершие лампы. Не удалось оживить лишь катушечные магнитофоны, но это скорее вызвано нежеланием дать возможность бесконтрольно копировать. В результате этой трансформации головка звукоснимателя виниловой вертушки ценой $20 стала стоить $200 и появились экземпляры за $16 000.

Проведём небольшое сравнение. Для наглядности вот вам таблица. В ней указаны некоторые параметры некоторых наиболее употребимых источников, усилителей и акустических устройств - АС и наушников.
Комменты (2)
0 2014-07-20 14:44

pavel
Из этой таблички можно понять, что наибольшие искажения в звуковой тракт вносит акустика. В этом легко убедиться, если к портативному музыкальному центру подключить вместо родных "пукалок" в пластмассовом корпусе, приличные акустические системы долларов эдак за 500. Различия в качестве отдельных АС легко различимы неспециалисту и, поэтому, вложение денег в акустику окупается улучшением качества звучания. Точно также можно рекомендовать не скупиться на наушники. Даже кассетный плейер звучит на порядок лучше не с дешевыми "капельками", а с какими-нибудь Koss Porta Pro. Вложение денег в акустику и наушники "эластично": увеличение суммы приводит к улучшению качества звучания, которое можно заметить. Это характерно для любой аналоговой вещи. Правда, за одни и те же деньги продаются вещи с очень различными параметрами. Особенно много приходится платить за нижние частоты: просто большой ящик дорого стоит (мебель все-таки). Предела по цене достигнуть трудно, но обитателю постсоветской квартиры больше тысячи-полутора зеленых тратить вряд ли стоит. Оправдана рекомендация покупать АС от специализированных производителей.
Платить же много за тяжеленные CD транспорты с массивными прижимами - это из разряда оплаты заговора от сглаза. Дешёвый и легчайший CD-ROM drive итак превосходно воспроизведёт вам любой диск, зачем погупать какой-нибудь там Marantz SA-7S1 весом более 20 килограмм и ценой с автомобиль?
И, наконец, усилитель. Здесь лишь скажу, что, хотя можно изготовить киловаттный усилитель с нелинейными искажениями в в 0.000...%, скоростью нарастания в 300 В/мкс, но не нужно. Достаточно высокие параметры легко достижимы и превосходить их не имеет смысла и платить много денег за это не стоит. Но и слишком экономить тоже не нужно, усилитель - это мощное устройство и в дешевых моделях экономят на существенных вещах, вроде источника питания, поэтому для хорошей акустики можно купить хороший усилитель долларов за 500.

Все перечисленные выше компоненты в разной степени подвержены влиянию субъективизма. Я не оговорился: не представления о них, а они сами. Производители ориентируются на спрос и, если спрос на услуги колдуна есть, колдуны присутствуют на рынке. Особенно этому подвержены виниловые вертушки, но нас это не очень касается из-за их цены, но и, как не странно - усилители. Объясняется это просто: слепить самопальный CD проигрыватель сложно, а привод для него - так просто невозможно. В то же время любой начинающий радиолюбитель паял свой усилитель. Мелкие фирмы, выпускающие десяти- ваттные ламповые усилители за несколько тысяч долларов, основаны именно такими любителями, правда, с коммерческой жилкой. Некоторые же вещи вообще возникли благодаря стараниям колдунов Хай Энда. Это кабели и подставки для аппаратуры. Последние из предмета мебели превратились в дорогостоящий компонент. Уже проводятся даже их "прослушивания".
0 2014-07-22 13:57

ivan
Ара, тебе тут не совсем в тему, сечешь?
Новый комментарий



Код проверки: